Содержание Content
Технические науки
Строительство
Building
Кришан А.Л., Трошкина Е.А., Астафьева М.А. Прочность бетонного ядра трубобетонных колонн кольцевого поперечного сечения.
Krishan A.L., Troshkina E.A., Astafeva M.A. Core strength concrete filled steel tube columns annular cross-sectionrishan.
Аннотация
Abstract
УДК 624.012.3
Приведены выводы формул для определения прочности бетонного ядра центрально сжатых трубобетонных колонн кольцевого поперечного сечения. Рассмотрены колонны с отверстием в центре поперечного сечения и со стальным цилиндрическим стержнем, расположенным коаксиально стальной оболочке. Такие колонны рекомендуется рассчитывать с использованием осредненного сопротивления сжатию бетонного ядра, определяемого в зависимости от осредненной величины бокового давления. В качестве примера рассчитаны значения трансверсальных напряжений в бетоне и цилиндрическом стержне, определенные с помощью полученных формул.
Ключевые слова: трубобетонные колонны; кольцевое сечение; прочность бетонного ядра; боковое давление; трансверсальные напряжения.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Derivations of the formulas for determining the strength of concrete core of centrally compressed concrete filled steel tube columns of annular cross-section are given in the article. The columns with a hole in the center of cross section and with a steel cylindrical rod located coaxially to the steel holder are considered. It is recommended to calculate such columns using the averaged compressive strength of the concrete core, which is determined depending on the averaged value of lateral pressure. As an example, the values of transverse stresses in the concrete and in the cylindrical rod are determined using the received formulas.
Keywords: concrete filled steel tube columns; circular cross-section; a concrete core strength; lateral pressure; transverse stresses .
Алексеенко В.В., Салтанова Ю.В. Использование модифицированных минеральных порошков при производстве горячего асфальтобетона.
Alekseenko V.V., Saltanova Y.V. Asphalt mix modified by polymers and nanoparcticle of the carbon.
Аннотация
Abstract
УДК 691.16:541.6
В статье проведёны исследования физико-механических характеристик асфальтовяжущих материалов. Изучено влияние различных мелкодисперсных наполнителей на свойства битума. Практически значимые результаты получены для минеральных порошков модифицированных полимерами и адгезионными добавками. Показано, что асфальтовяжущие на модифицированных порошках по качеству не уступают полимербитумным вяжущим по ГОСТ Р 52056-2003.
Ключевые слова: асфальтовяжущие; полимербитумные вяжущие; температура хрупкости; температура размягчения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
In article researches of physic-mechanical characteristics asphalt mix materials are conducted. Influence various powders on properties of bitumen is studied. Almost significant results are received for mineral powders modified by polymers and adhesive additives. It is shown that asphalt mix on the modified powders on quality do not concede bitumen-polymer binder in accordance with GOST Р 52056-2003.
Key words: asphalt mix; bitumen-polymer binder; temperature fragility; temperature of a softening.
Алексеенко В.Н., Чепурная Е.А. Особенности капитального ремонта и реконструкции объектов образования республики Крым.
Alekseenko V.N., Chepurnaya E.A. Special features major repair and reconstruction objects of education of the republic of Crimea.
Аннотация
Abstract
УДК 69.059.25:727
В статье приведены данные по существующему фонду зданий учебно-воспитательных учреждений. Показаны основные проблемы реконструкции, восстановления и модернизации зданий образования. Представлен результат обследования технического состояния зданий дошкольного и общего образования. По результатам обследования зданий и анализа существующего фонда обобщены данные по основным дефектам и повреждениям. Предложен вариант усиления вертикальных и горизонтальных несущих конструкций.
Ключевые слова: реконструкция; капитальный ремонт; восстановление, учебно-воспитательные учреждения.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The article describe data on the existing foundation of buildings of educational institutions. We are demonstrating the basic problems of reconstruction, rehabilitation and modernization of education buildings. The results of examination of technical condition of buildings of preschool and general education. According to a survey of buildings and analysis of the existing stock data compiled on the main defects and damage. A variant of the gain of vertical and horizontal load-bearing structures.
Key words: reconstruction; major overhaul; rebuilding; educational institution.
Технология продовольственных продуктов
Technology of food products
Шуманова М.В. Влияние термоконвективных волн на процесс тузлучного посола сельди при отрицательных температурах.
Shumanova M.V. Effects of thermoconvective waves on the brine salting process of herring at subzero temperatures.
Аннотация
Abstract
УДК 664.951
В работе установлена актуальность исследования тузлучного посола сельди при отрицательных температурах. С помощью метода фотонной корреляционной спектроскопии получены волнообразные зависимости коэффициентов диффузии от глубины проникновения в тузлуке, на коже и мясе сельди в диапазоне температур от -16°С до -6°С. Предложены и описаны две гипотезы, объясняющие механизм возникновения термоконвективных волн при посоле сельди.
Ключевые слова: сельдь; посол; отрицательные температуры; метод фотонной корреляционной спектроскопии; коэффициент диффузии; термоконвективные волны.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Actuality of research the brine salting process of herring at subzero temperatures has been installed in this article. Using the method of photon correlation spectroscopy were obtained wavelike depending of diffusion coefficients from the penetration depth in brine, on the skin and in the meat of the herring at temperatures ranging from -16 ° C to -6 ° C. It has been proposed and described two hypotheses to explain the mechanism of occurrence of thermoconvective waves in the salting process of herring.
Key words: herring; salting; subzero temperatures; the method of photon correlation spectroscopy; diffusion coefficient; thermoconvective wave
Транспорт
Transport
Скворода Е.В. Повышение индекса эффективности логистической системы республики Беларусь.
Skvarada A.V. The increase of the index of efficiency of logistics system of the republic of Belarus.
Аннотация
Abstract
УДК 338.24
Статья посвящена вопросам эффективности логистики в Республике Беларусь. В ней анализируются результаты международного опроса по эффективности логистики в различных странах мира по методике Всемирного банка. Показаны резервы и перспективы расширения логистических возможностей с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики и улучшения позиции страны в международном рейтинге.
Ключевые слова: логистика; эффективность логистики; логистические центры; логистическая система; логистический потенциал.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
The article is devoted to the efficiency of logistics in the Republic of Belarus. It analyzes the results of an international survey on the efficiency of logistics in different countries on the World Bank methodology. Showing reserves and prospects for expanding logistics capabilities in order to improve the competitiveness of the national economy and improve the country’s position in the international ranking.
Keywords: logistics; logistics efficiency; logistics centers; logistics system; logistics capabilities.
Информационные технологии
Information technology
Гягяева А.Г., Кожанова Е.Р. Разработка программного продукта для составления маршрутов грузоперевозок на основе алгоритма Свира.
Gyagaeva A.G., Kozhanova E.R. Development of the software product for routing cargo on the basis of the Svir algorithm.
Аннотация
Abstract
УДК 004.942
В статье рассматривается разработка программного продукта, реализующего алгоритм Свира для составления маршрутов грузоперевозок, который позволяет снизить временные затраты при формировании маршрутов грузоперевозок и повысить качество работы пользователя за счет рационального использования рабочего времени диспетчера. Был рассчитан экономический эффект от внедрения данного программного продукта на предприятии (АТП) ООО «Автомобилист».
Ключевые слова: маршрут; грузоперевозки; транспортная логистика; метод кольцевых маршрутов; алгоритм Свира; программный продукт.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
The article discusses the development of software that implements the algorithm for drawing Svir freight routes, which reduces the time spent in the formation of freight routes and improve the user experience through rational use of working time manager. It was calculated the economic impact of the implementation of this software in the enterprise (ATP) of «Avtomobilist».
Key words: route; shipping; transport logistics; method circular routes; Svir algorithm; software product.
Физико-математические науки
Механика и математика
Mechanics and mathematics
Наумов В.А. Равновесие нити с положительной плавучестью в однородном потоке жидкости.
Naumov V.A. Equilibrium of the filament with positive buoyancy in homogeneous fluid flow.
Аннотация
Abstract
УДК 532.5
Нить с положительной плавучестью, закрепленная на дне, является основным элементом гибкого волнолома. В качестве первого шага моделирования устройства рассмотрено равновесие гибкой нити в стационарном однородном потоке. Уравнения равновесия нити записаны в проекциях на нормальную и касательную оси и приведены к безразмерной форме. Результаты расчета угла погружения позволяют найти граничное условие – силу натяжения нити на поверхности воды. Критериями подобия задачи являются: число Фруда Fr, отношение плотностей λ и отношение длины нити к глубине слоя воды. Поставленная краевая задача решена численным методом в среде Mathcad. Установлено, что форма большей части нити в толще воды близка к прямолинейной в исследованном диапазоне критериев подобия.
Ключевые слова: гибкая нить; однородный поток; уравнения равновесия; граничные условия; краевая задача; критерии подобия; численный метод
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The thread with positive buoyancy, fixed to the bottom, is a core element of a flexible breakwater. As a first step, simulation devices are considered the equilibrium of flexible strands in a stationary uniform flow. The equilibrium equations of the threads are written in projections on the tangent and normal to the axis and are reduced to dimensionless form. The calculation results of dip angle allows to find the boundary condition: effect of thread tension on the surface of the water. The similarity criteria of the problem are: the Froude number Fr, the ratio of the densities λ and the ratio of the thread length to the water layer depth. Set the boundary value problem is solved by a numerical method in the Mathcad environment. Found that form most of the threads in the water column close to rectilinear in the investigated range of criteria in the water column close to rectilinear in the investigated range of criteria of similarity
Keywords: flexible filament; uniform flow; equations of equilibrium; boundary conditions; boundary value problem; similarity criteria; numerical method
Ахмедов И.М. Влияние эластичности синтетического каната на его форму и натяжение в поперечном потоке.
Ahmedov I.M. The influence of the synthetic rope elasticity to its shape and the tension in cross flow.
Аннотация
Abstract
УДК 531:532.5
Для учета упругих свойств канатов при их равновесии в потоке воды использовались ранее полученные эмпирические формулы. Рассмотрена автомодельная область гидродинамического сопротивления. При небольших значениях стрелы прогиба форму каната можно считать параболической, и задача равновесия может быть решена приближенно. После интегрирования получено нелинейное алгебраическое уравнение для определения стрелы прогиба растянутого каната. При заданных характеристиках упругости критериями подобия задачи являются число Фруда, отношение плотности воды к плотности материала и величина стрелы прогиба нерастянутого каната. Пренебрежение эластичностью каната в рассмотренных условиях приводит к завышению расчетной силы натяжения в несколько раз.
Ключевые слова: синтетические канаты; равновесие в воде; эластичность; критерии подобия; расчет; сила натяжения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Previously obtained empirical formulas were used to account for the elastic properties of ropes at their balance in the water flow. The self-similar region of hydrodynamic resistance was investigated. The shape of the rope can be considered as parabolic for small values of the boom deflection. The problem of equilibrium can be solved approximately. Nonlinear algebraic equation for determining the deflection of a stretched rope was obtained after the integration. Under the given characteristics of elasticity by the similarity criteria of the problem are the Froude number, the ratio of water density to the density of the material and the magnitude of the deflection of unstretched rope. Neglecting the elasticity of the rope in the above conditions leads to an overestimation of the calculated tension force in several times.
Keywords: synthetic ropes; water balance; elasticity; similarity criteria; calculation; force of tension.
Педагогические науки
Инженерное образование
Engineering education
Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю., Сербиновская А.А. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (часть 2).
Serbinovskaya N.V., Serbinovskiy B.Yu., Serbinovskaya A.A. Training of masters: model and technology of formation of competences (part 2).
Аннотация
Abstract
УДК 378.1:378.4
Проблема повышения качества образовательных услуг в российских университетах увязана с формированием компетенций магистров. Использована системная методология анализа проблемы и синтеза проектных решений, процессный, инструментальный, ценностный и компетентностный методологические подходы. Установлены противоречия, мешающие формировать необходимые магистрам компетенции и снижающие оценки качества образовательных услуг. Разработана модель подготовки магистров. Рекомендован алгоритм выбора состава и содержания компетенций магистра и достижения консенсуса интересов и притязаний субъектов и стейкхолдеров в отношении результатов обучения. Предложено модернизировать технологию обучения магистров. Выполнена операционализация компетенций и требований к итоговым результатам обучения, в том числе магистерской диссертации. Уточнены оценочные критерии к профессиональным компетенциям преподавателей, обучающим магистрантов. Обоснован подход к управлению ценностью образовательных услуг и оценке их качества. Рекомендовано расширять совокупности формируемых компетенций за счет оказания дополнительных образовательных услуг, ориентированных на целевые группы магистрантов и будущую профессиональную деятельность выпускника вуза.
Ключевые слова: проблемы, образование, магистр, модель, технология, компетенции, методы, инструменты, профессиональная деятельность, качество услуг, ценность, управление.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
The problem of improvement of quality of educational services at the Russian universities is coordinated to formation of competences of masters. The system methodology of the analysis of a problem and synthesis of design decisions, process and tools, valuable and competence-based methodological approaches is used. Contradictions, competences preventing to form necessary for masters and reducing estimates of quality of educational services are established. The model of training of masters is developed. The algorithm of the choice of structure and the maintenance of competences of the master and reaching consensus of interests and claims of subjects and stakeholders concerning results of training is recommended. It is offered to modernize technology of training of masters. The operatsionalization of competences and requirements to total results of training, including the master thesis is executed. Estimated criteria to the professional competences of teachers training undergraduates are specified. Approach to management of the value of educational services and assessment of their quality is reasonable. It is recommended to expand sets of the formed competences due to rendering the additional educational services focused on target groups of undergraduates and future professional activity of the university graduate.
Keywords: problems, education, master, model, technology, competences, methods, tools, professional activity, quality of services, value, management.
Гущина Г.А. Нравственные основы формирования профессиональной культуры студентов вуза.
Gushina G.A. Moral bases of formation university student’s professional culture.
Аннотация
Abstract
УДК 378.03
В статье обоснована актуальность исследования и обозначена проблема формирования профессиональной культуры студентов в период подготовки в вузе, с точки зрения нравственных ориентиров, дан анализ различных современных зарубежных и российских теорий соотношения морали и культуры. В статье определена сущность и структура феномена профессиональной культуры и показаны особенности и характерные черты будущего профессионала. Исходя из морфологического и структурного анализа проблемы, определена методика формирования профессиональной культуры студентов вуза и ее нравственные основы.
Ключевые слова: профессиональная культура; нравственные основы; будущий педагог; внутренние и внешние условия.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The article deals with the problem of forming the professional culture in during student’s culture their education at higher school. Different modern Russian and foreign conceptions and approaches to this problem are analysed. The main points and the structure of this phenomenon are defined and one of the main solutions is given. Morphological and structural analysis defines the levels and stages of forming the professional culture. The author comes to a conclusion that a system of professional- ethic norms and value orientations is one of the main direction that determines a high level of forming the professional culture of student’s culture.
Keywords: professional culture; moral foundations; the future teacher; the internal and external conditions.
Баклушина И.В., Михальцова Л.Ф. О компетентностной ориентации студентов в условиях образовательного процесса технического вуза (из опыта реализации дисциплины «теплоснабжение»).
Baklushina I.V., Michaltsova L.P. About the students competence orientation of the educational process in technical college (experience implementation of discipline «heat supply»).
Аннотация
Abstract
УДК 378.14
В статье идет речь о компетентностной ориентации студентов. Автор описывает комплект методических материалов, позволяющих контролировать освоение обучающимися компетенций. Учитываются возможные траектории формирования компетенций на примере управления и оценки образовательного процесса обучающихся при изучении конкретной учебной дисциплины. Обоснована необходимость учета мнения работодателей при формировании фондов оценочных средств.
Ключевые слова: компетенция; учебная деятельность; компетентностный подход; дисциплина; оценочные средства; фонды оценочных средств.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The article is devoted to the students’ competence orientation. The author describes a toolkit which give for students a possibility to monitor the mastering of competencies. The possible trajectories of the competences formation are taken into account on the base and the evaluation of the students’ educational process on the way of a particular discipline study. The necessity of taking into account the views of employers during the estimates funds formation is founded.
Key words: assessment tools; competence; competence-based approach; discipline; funds assessment tools; training activities;
Педагогика и общее образование
Pedagogics and public education
Королева Т.В. Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся.
Koroleva T.V. Organizational-pedagogical supporting model of professional self-determination and design professional career of trainees.
Аннотация
Abstract
УДК 371.132
Автор статьи обобщает положительный опыт организации работы по профессиональной ориентации в ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» в условиях непрерывного педагогического образования и профориентационно значимого социального партнерства образовательных организаций. Исходя из методологии системного подхода, анализирует реализуемую организационно-педагогическую модель профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся ГБОУ ВО КО «Педагогический институт».
Ключевые слова: профессиональная ориентация; системный подход; организационно-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The author describes the positive experience of the organization of vocational guidance in conditions of continuous pedagogical education and meaningful career-oriented social partnership of educational institutions in the state funded higher educational institution of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute». Based on the methodology of the system approach, the author analyzes the realized organizational and pedagogical model of professional self-determination and designing of the professional career of the students of the State Educational Institution of Higher Education of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute».
Key words: vocational guidance; system approach; organizational and pedagogical model of professional self-determination of students.
Торпакова Е.А., Сашнева О.А., Трофимова Е.А. Уровни представления предложения и грамматическая правильность в процессе подготовки студентов-филологов.
Тоrpakova Е.А., Sashneva О.А., Trofimova E.A. Levels of the sentence submission and grammatical correctness in the process of students-philologists preparation.
Аннотация
Abstract
УДК 811.16
Организационная модель обучения студентов-филологов семантическому синтаксису включает практические занятия, посвященные обобщению и систематизации грамматического материала по определенным синтаксическим темам, вызывающим трудность у студентов. Одним из таких вопросов является описание синтаксической единицы – предложения, опирающееся на систему уровней представления предложения. Между синтаксическим представлением предложения и его фонетической/графической формой имеется несколько промежуточных уровней представления предложений: глубинная структура, уровень собственно синтаксического представления предложения, поверхностно-синтаксический уровень и морфологическое представление предложения.
Ключевые слова: студенты-филологи; модель обучения; предложение; грамматическая правильность; семантика; синтаксис; уровень представления; морфологическое представление; глубинная структура.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
The organizational model of philology students semantic syntax studying includes practical sessions on generalization and systematization of grammatical material on certain syntactic topics raising some difficulties for students. One of such issues is the description of the syntactic unit — sentence, based on a sentence representation level system. Between the syntactic representation of the sentence and its phonetic / graphic form there are several intermediate levels of sentence representation: remote structure, the level of properly syntactic representation of sentence, surface syntactic and morphological level of the sentence representation.
Keywords: philology students; studying model; sentence; grammaticalness; semantics; syntax; representation level; morphological representation; remote structure.
Гущина Г.А. Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза.
Gushina G.A. The concept of formation of university student’s professional culture.
Аннотация
Abstract
УДК 378.03
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования личности студента – будущего экономиста; дается представление о профессиональной культуре и ее роли в социально-педагогических условиях. Представлены основные подходы и стандарты, определяющие связи с целым комплексом личных способностей, наиболее важных при формовании профессиональной культуры студентов. В статье сформулированы цели высшего образования, предполагающие реализацию следующих важных задач: необходимость развития личности в интеллектуальном, культурном и нравственном отношении, создание условий для развития и совершенствования студентов.
Ключевые слова: профессиональная культура студентов; качество профессионального образования; рыночная экономика.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
The article describes the problem of forming a future economist’spersonality in the higher educational establishment. It gives the notion of the professional culture and its basing in the social pedagogic context. It shows the basic approaches and standards, determining the connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant when molding students’ professional culture. This article formulates the aims of higher education supposing the realization of the following main tasks: the personality’s necessity in the intellectual cultural, moral development and making conditions for future student’s developing and perfecting.
Key words: professional culture of students; the quality of professional education; market economy.
Поднебесных Е.Л. О подходах к подготовке будущего педагога в современном культурно-историческом контексте.
Podnebesnih E.L. Approaches to training of the future teacher in the modern cultural and historical context.
Аннотация
Abstract
УДК 378.147
В статье обоснована актуальность данного исследования в новых социокультурных условиях, представлен опыт регионального педагогического вуза по формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов через реализацию проектов в культурно-историческом контексте. Автором описаны способы усиления культурологического компонента образовательных программ по педагогическим направлениям, реализуемым вузом. Инновационные программы педагогической практики, применяемые педагогами института, стали основой при проектировании конкретных педагогических стратегий, педагогических технологий.
Ключевые слова: история педагогики и образования; культурно-исторический контекст; традиции; культурология; культуросообразность.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
The article substantiates the relevance of this study in the new socio-cultural conditions, the experience of the regional pedagogical University on the formation of common cultural and professional competences of students through the implementation of projects in cultural and historical context. The author of write ways of strengthening the cultural component in educational programs of educational areas, implemented by the University. Innovative program and pedagogical practices used by teachers of the Institute, became the basis for designing specific pedagogical strategies, pedagogical technologies.
Key words: history of pedagogy and education; cultural and historical context; tradition; culture. students’ professional culture.
Королева Т.В. К вопросу о содержании подготовки педагогических работников к работе по профессиональной ориентации обучающихся.
Koroleva T.V. About the content of teachers’ training for educational and vocational guidance of students.
Аннотация
Abstract
УДК 371.134
Автор статьи рассматривает подготовку педагогических работников к работе по профессиональной ориентации на основе накопленного отечественного и зарубежного опыта, компетентностного подхода, обеспечивающего качество образовательной и профессиональной ориентации для разных категорий населения. В статье представлены результаты зарубежного исследования и описаны ключевые и специализированные компетенции для специалистов в области образовательной и профессиональной ориентации.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; подготовка педагогических работников; ключевые и специализированные компетенции.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
The author of the article considers the training of teachers to work on professional guidance based on accumulated domestic and foreign experience, competence-based approach, ensuring the quality of educational and vocational guidance for the various categories of the population. The article presents the results of foreign studies and describes the main and specialized competencies for the professionals in the field of educational and professional guidance.
Key words: educational and vocational guidance; training of teachers; core competencies; specialized competencies.